Обследование заброшенных военных баз в пригороде г. Казани. Часть 2.

.

Продолжаем публиковать результаты осмотра заброшенных военных баз в пригороде г. Казани. Предлагаем вашему вниманию вторую часть отчета.

Объект № 2. Военная «заброшка» глазами сталкера.

Казанский сталкер Андрей это место знает давно, практически с детства.

- Здесь располагались мотострелки. В основном общевойсковая часть, там целый военный город располагался. Я часто видел его во снах... Прямо целый город, скрытый в лесу... Столовая, гаражи, плац, спортзал, казармы. Все это было там. Мой отец там служил. Я когда совсем маленький был, лет наверное восемь было, впервые солдатскую кашу попробовал. Увы, СССР развалился и военный город вместе с ним. На этих руинах, заросших папоротникам мы и лазали… Всё растащили на кирпичи. Рядом танковая военная часть, затем артиллерия, дальше полигон. Огромная территория. Сейчас от военной части остался только маленький кусочек.

 Для Андрея заброшенный военный объект с каждым посещением становился всё интереснее и загадочнее. Он и его друзья, гуляя там, или играя в страйкбол, наблюдали интересные явления, а также изменения в местности. Поэтому Андрей решил поделиться с «Казань-Космопоиском» своими впечатлениями и согласился стать проводником на территорию заброшенной военной базы.

Путь к намеченному объекту вел через овраг и поле и наш проводник подробно рассказывал всё, что он заметил интересного в этих местах. В поле, например, однажды он нашел огромного богомола. А через овраг поздно вечером ходить было очень страшно, хоть их была тогда целая группа подростков. Темень и тишина полная. И только собаки иногда бегают.

При подходе к нужному участку леса, мы снова идем через поле. Андрей нам показывает на группу берез вдалеке. Молния ударила в одно из них прямо на его глазах 4 года тому назад. Дерево действительно сильно выгорело.

- Однажды, в этом районе я нашел мину противопехотную. Только я не стал её трогать. Мало ли что… Может, она боевая.

Далее, по левой стороне от дороги, была замечена группа «танцующих» берез. А проще говоря, у многих из них наблюдалось небольшое искривление стволов. Мы шли всё дальше по грунтовой дороге, а затем свернули за проводником вправо.

Про три озера сталкер уже рассказал нам заранее, как об одной из основных «достопримечательностей» зоны. Мы наконец-то дошли до них. При подходе к исчезающим озерам Андрей указал на две продолговатые ямы. Оказалось, что эти ямы когда-то были окопами. Похоже, что это был единственный признак военных учений, которые проводились в прошлом около озер. А через несколько шагов мы оказались на берегу квадратного водоема, заросшего камышом. Это и было в прошлом Серое озеро.

- Это было озеро. Здесь вода была всегда серой и мутной. Здесь никогда ничего не было видно, даже когда к берегу подойдешь и руку в воду опустишь – вообще ничего не видно. Раньше ужи плавали. Если удочки закидывали – рыба вообще не клевала. То есть в этом озере рыбы не было. Сейчас оно обмелело и заросло. Раньше там была приличная глубина. Люди купались тоже. Почему так получилось – непонятно. И вон там тоже, за этими деревьями, - показывает Андрей направо, - тоже было озеро давным-давно. И оно первым превратилось в болото. И вот так вот три озера постепенно исчезли. Тут еще танковые учения проводились (погружение, форсирование).

Сталкер на берегу Серого озера
Сталкер на берегу Серого озера
Затем Андрей подвел нас к другому озеру. Точнее, к тому, что от него осталось.

- А вот это Зеленое озеро. Было когда-то. Заросло камышами и какой-то непонятной дрянью. И заросло буквально за 2 года. Коров здесь раньше купали часто. И вода здесь была зеленая постоянно. Как говорили, вроде из-за микроорганизмов типа жгутиков, которые здесь обитали, зеленая вода была. Озеро тоже было достаточно глубокое. Потом стало мелеть. Говорят, что здесь повышенный радиационный фон.

Мы измерили радиационный фон прибором РАДЭКС. Он показал здесь не более 13 мкР/ч в час. То есть превышения радиационного фона не было.

Слева от пляжа Зеленого озера было несколько родников: сейчас там только камыши. Когда раньше ребята купались, то ногами чувствовали, как бьют холодные ключи.

Чем ближе мы подходили к самой заброшенной военной базе, тем чаще стали встречаться старые постройки в виде шалашей. Один был сооружен в овраге-окопе, на месте бывшей полевой кухни. По словам сталкера, она здесь была еще в 2003 году. Другой справа, около дороги. В конце похода мы нашли основное место «скопления» шалашей, и поняли причину их создания. Но об этом позже.

- Когда мы там играли в страйкбол, то часто слышали посторонние голоса, - продолжал рассказывать нам Андрей. – Как будто они нас дублировали с другой стороны. Зеркалом отражается, вот. В той стороне, за вышками – обжитая военная часть. Там много военных. И как раз в этом лесу повесился солдат. Его оттуда мертвым снимали с дерева.

Въезд на территорию бывшей базы заасфальтирован и перекрытым шлагбаумом, что в прочем совсем не мешало туда пройти. Никаких следов свалок и просто мусора. Идем дальше…

Справа видны ряды квадратных фундаментов.

- Вот здесь учебные палатки стояли, - рассказывает Андрей. – Так всё и сохранилось.

Въезд на территорию военной базы
Въезд на территорию военной базы

Действительно, строения этой базы сохранились хорошо, в отличие от остатков базы под Новой Турой. Мы нашли гараж, три туалета, несколько зданий. Между ними – не тронутые военными деревья (лиственные). Хвойные встречаются редко. На территории установлены ящики, точнее укрытия для игры в страйк-бол. Оконные проемы в здании без крыши укреплены мешками с песком. Ребята освоили военную базу для игры с начала этого лета.

По мнению сталкера, самое интересное здесь начинается после 20.00. По словам Андрея, в этом месте есть интересная особенность: человек стоит в одном месте и что-то говорит, но его голос слышен как будто с другой стороны. Однако, после проведенного эксперимента, мы не заметили ничего странного. Но в этом месте постоянным фоном идет шум с автотрассы. Движение, судя по звукам, интенсивное и постоянное.

По левой стороне, с асфальтированной дороги видны еще 2-3 полуразрушенных здания. Далее упираемся в забор с воротами. Рядом стоит машина. Заглядываем вправо и понимаем, что здесь есть свой «хозяин» - мощно светит прожектор на обустроенное место. Скорее всего, это лесничий. Тихо-тихо даем задний ход, чтобы нас не заметили. Однако на другой стороне, есть еще заброшенные здания, с асфальта их не видно. Заметив в лесу просеку, сворачиваем туда.

Остатки здания используется для страйкбола
Остатки здания используется для страйкбола
Да, так и есть: длинное здание, с центральным коридором и комнатами по сторонам. Деревянные перегородки и крыша сгнили, пола частично тоже нет. В центральной части здания, где нет пола – природа взяла свое: там разрослась лесная трава, любящая тень и сырость. Высота растения местами была по пояс или даже по грудь, настолько она вытянулась вверх. К тому же трава заняла всю возможную территорию внутри здания и казалось, что перед нами специально высаженная плантация. Однако нужно учесть, что это растение больше относится к сорным травам, чем к полезным культурам.

Такое мы видели впервые. Лично я знакома с этой травой по дачному участку и там она выступает злостным сорняком: истребить её полностью не представляет возможности. И там она вырастала до 20-30 см. Не больше. Потому идти по этому «полю» по грудь было просто поразительно! Возможно, что она достигла такой высоты из-за отсутствия хорошего освещения и из-за постоянной сырости.

При выходе из этого здания снова замечаем старые шалаши. И их становиться всё больше. Возникает вопрос: кому это было нужно и зачем?

Уходим еще правее, находим еще одно здание. В одной из комнат вольготно устроилось … дерево. От здания остались только стены. Далее – ряд однотипных построек в таком же состоянии.

По тропинке мы попадаем на поляну, и видим здесь очередной рад шалашей по краям. По двойным деревом – 2 стула. Скорее всего, два «трона». Потому что уж больно похоже на то, что здесь проводились ролевые игры.

С поляны выходим на асфальтированную дорогу, которая ведет уже к действующей военной части. Не смотря на близость объекта, стоит полная тишина, и казалось, что там никого нет. Но рисковать не стоит, и мы уходим.


Радиационный фон измерялся постоянно на территории заброшенной военной части и около неё. В среднем прибор РАДЭКС показал от 6 до 13 мкР/ч. Что в принципе нормально для такой обстановки как лес и постройки. Если сравнивать с данными по фону на территории базы под Н. Турой, то здесь показатели радиационного фона несколько ниже. Там максимально было 17 мкР/ч. Это можно объяснить тем, что на базе ПВО были не просто служебные строения, но и проводилась работа с военной техникой.

Впечатления от территории заброшенной базы, которую нам показал сталкер, оказались положительными. Нет давящей энергетики, нет мусора и свалок, строения сохранились хорошо. Ощущение, что просто прогулялись по лесу, а не посетили военный объект.

Copyright © Казань-Космопоиск 2002 - 2023. При копировании материалов гиперссылка на "Казань-Космопоиск" обязательна.