Загадки Белого Камня
В апреле 2009 г. одной из сотрудниц РО «Казань-Космопоиск» была обнаружена интересная статья в первом номере журнала «Научный Татарстан» за 2009 г. Статья Завгаровой Ф. была посвящена деревне Казаклар Выскогорского района РТ. В материале упоминался камень Акташ, который заинтересовал исследователей РО «Казань-Космопоиск». Про него было сказано следующее: «Географически камень Акташ расположен неподалеку от деревни на холме под названием Ташамышка. Это типичный для данной местности известняк. Единственное отличие - это наличие множественных сквозных дыр. Считается, что это место погребения предков. Традиционно там оставляют деньги перед уходом. Говорят, что ничего нельзя брать с Акташа и с мест рядом с ним, даже ягоды, так как можно умереть. Считается, что этот камень исцеляет и исполняет желания».
В связи с данной информацией был подняты другие источники (см. список литературы), из которых выяснилось, что история деревни Казаклар (ранее – Уразлы) уходит в глубь веков, и началась еще задолго до того, как Иван Грозный покорил Казань (1552 г.). Обнаруженная нами информация заинтересовала нас еще больше: «…в Казакларе всегда с трепетом относились к камням. С ними связаны два святых места - Ташамыш и Акташ. Особенно интересно второе: Акташ так и переводится - Белый камень. Местные старушки верят, что это обломок священного камня Каабы, что находится в далекой святой Мекке. Поэтому Белый камень считается святым, он вроде оберега жителей села. Если кто захочет сдвинуть камень с места, у того отсохнет рука или он даже может умереть, если не он сам, то его близкий родственник. Говорят, такие случаи бывали. Здесь когда-то хотели разработать каменный карьер, но каждый раз происходили какие-то необъяснимые явления. Только ковш экскаватора касался поверхности камня, как у него сразу глох двигатель. А у трактора слетала гусеница... Каменоломню все же заложили - камень здесь и вправду отличный, - но в другом месте, примерно в 6 километрах от села».
РО «Казань-Космопоиск» решило, что данное место заслуживает внимания для ознакомления и изучения, в связи с этим организована однодневная экспедиция в деревню Казаклар.
Экспедиция в деревню Казаклар РТ
Место проведения экспедиции: деревня Казаклар Высокогорского района республики Татастан.
26 апреля 2009 года группа «Казань-Космопоиск» выехала в деревню Казаклар Высокогорского района Республики Татарстан. Камень Акташ удалось найти достаточно быстро – он оказался на окраине деревни, на холме. Его не видно ни с трассы, ни из самой деревни. Когда мы уточнили у местных жителей местонахождение камня, то приготовились к серьезному пешему походу. Мы стали подниматься на холм по колее, свернули влево. По пути нам встречались небольшие камни, но на Акташ они не были похожи. Внизу осталась долина местной речушки, уходящая вдаль. Мы шли все выше, надеясь найти признаки святого места, тропинку, приношения…
Казалось, что это всего лишь обычный холм, на котором часто пасли коров. Но вскоре был обнаружен слева некий объект, возвышавшийся на фоне остального пейзажа. Действительно, это и был Акташ – Белый камень. Большой кусок белого известняка с отверстиями на поверхности, слегка покрытый мхом. Несмотря на то, что еще не появилась первая зелень, открывшийся вид с камнем уже производил впечатление. Когда мы его осмотрели, то стало ясно, что в статье журнала «Научный Татарстан» было допущено пару неточностей.
Во-первых, холм Ташамыш(ка) остался справа, через овраг – то есть Акташ на нем не находится. А на Ташамыше мы увидели старое деревянное ограждение, за которым, возможно, были остатки древних захоронений.
Во-вторых, на Акташе действительно есть темные множественные отверстия, вызванные эрозией известняка от ветра и дождя. Но только одно из них сквозное. Оно находится в верхней части камня, самое крупное и… искусственное. Судя по всему, его акташ_2 когда-то специально просверлили – уж слишком правильным оно выглядит. Через него интересно смотреть на Небо или на долину, возникает мысль, что это отверстие не просто так – может быть, это местный Стоунхендж? Для того, чтобы заглянуть в отверстие нужно присесть. Через него мало что видно, но можно поймать участок неба над горизонтом. «Глаз» Акташа направлен на северо-восток, 60? (если смотреть в сторону деревни).
При сильном ветре благодаря отверстию здесь могут возникать различные звуки. Так же на нем были замечены другие следы человеческой деятельности: в двух-трех местах кто-то пытался выцарапать русские буквы – возможно, что инициалы или часть имени.
Камень неправильной формы с наклоном влево (если смотреть со стороны деревни), высотой примерно 70-80 см. Возможно, что он издали местному населению напоминал надгробный древний памятник, поэтому к нему такое уважение. Так же возможно, что почитание возникло из-за того, что кроме него в округе больше нет таких внушительных камней. Причем неизвестны его истинные размеры – ведь никто не смог его выкопать. Может быть, это всего лишь вершина «айсберга» - неизвестно, сколько его еще под землей.
Нами был замерен как окружающий радиационный фон, так и самого камня. Он оказался в норме – 12-14 мкР/ч (дозиметр РАДЭКС РД1503). Биолокация камня показала отсутствие сильной, активной энергетики - энергетический фон был спокоен и соответствовал известняковой породе камня. У камня находилось три человека в течение получаса. За это время никто не почувствовал ничего особенного, но прикасаться к камню без особой необходимости опасались. То есть на тот момент на участке с Акташем нами не было обнаружено никаких отклонений от нормы. Рядом с камнем не было замечено каких-либо предметов или иных признаков, говорящих о том, что это объект поклонения (к примеру, деньги). Хотя это может ничего не значить – ведь перед Белым камнем, прежде всего, читают особую молитву, просят здоровья или счастливой дороги.
При подъезде к деревне Казаклар с левой стороны открывается вид на местную каменоломню. При этом вспоминается легенда о том, что в свое время эту выработку не удалось организовать там, где сейчас стоит Акташ, потому что возникали проблемы с техникой. Сегодня каменный карьер активно разрабатывается за 6 км. от деревни, находится рядом с трассой, в работе используется современная техника и судя по всему подобных проблем здесь не возникает.
Заключение
В последние годы этнологическая наука заинтересовалась таким разделом культуры, как культ народных святынь, народных верований, связанных с ними, особым мировоззрением, отраженным в них. В татарской народной культуре к разряду природных святынь можно отнести родники, озера, холмы, камни, деревья, овраги. Природные святыни различаются в зависимости от географических и природных особенностей мест компактного проживания татар, например, у татар Приуралья по большей части встречаются культовые камни, святые озера, а татары Заказанья в разряд святых чаще относят родники, определенные деревья, холмы, овраги. Так как в целом культ каменных святынь татарам Заказанья не свойственен, поэтому с уверенностью можно говорить о локальной специфике почитания здесь святых камней по сравнению с традицией других фольклорно-этнографических регионов.
В нашем случае, камень Акташ служит для деревни оберегом и местом поклонения. Возможно, что когда-то очень давно язычество переплелось с исламом. Тем более, что деревня Казаклар расположена недалеко от марийских лесов, где язычество более развито. То, что это не метеорит, а тем более не обломок священного камня Каабы из Мекки – это сразу понятно. Но для местных жителей это не имеет особого значения – ведь эти места связаны, прежде всего, с памятью их предков. И Белый камень является символом этого места.
РО «Казань-Космопоиск» ничего аномального, или выходящего за рамки нормы, выявлено не было.
Список литературы:
1) Завгарова Ф.Х. Типология сюжетов почитания культового камня у татар Заказанья//Научный Татарстан. 2009.-№1.-С.42-45
2) Миргазизов. «Край камней, лесов и… учителей»// г. «Республика Татарстан». – 2003 г. - №130
3) Татарская археология. – 2002-2003. №1-2 (10-11).